Елена Шевелёва (odri_maat) wrote,
Елена Шевелёва
odri_maat

Category:

Богатыри

Пора возрождать закладочные пятницы. Столько книг прочитано, столько закладок, а мне то некогда, то неохота, то комп полетел… Во-первых, скажу, что в последнее время я, практически не отрываясь, читала екатеринбургского автора Алексея Сальникова. «Петровы в гриппе и вокруг него», «Отдел» и «Опосредованно». Своеобразное чтение, но мне понравилось. Много спорного, много странного, но хорошо, чёрт побери! Первый отрывок, за который мне захотелось зацепиться, попался в «Петровых». Речь пойдёт об очень известной картине Виктора Васнецова «Богатыри».


Богатыри. 1881-1898 гг. Холст, масло. 295,3 × 446 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Идущий с работы, заболевающий Петров встречает друга Игоря, едущего на… катафалке. Расслабляется он так, гуляет, типа. Игорь приглашает Петрова в машину, предлагает выпить и тут начинается разговор об искусстве с водителем скорбной «газели». В частности, о художнике, который работал в похоронной конторе.

Художник, по словам водителя, был не так уж плох, но не мог рисовать ничего, кроме уральского леса, и ладно бы любого леса, нет, художник рисовал только осенние уральские лесные пейзажи, изредка изменяя им с натюрмортами на тему «Дары природы». Стоит ли говорить, что дары природы тоже были уральские и лесные: грибы, рябина. Художник говорил, что тема уральской осени неисчерпаема. По основной своей специальности художник был плотник, сколачивал гробы. Когда водитель упомянул об этом, в Петрова вкралось подозрение, не оформлял ли этот плотник в свое время районную столовую, куда Петров, тогда еще школьник, ходил обедать на заводские талоны матери. В этой столовой стены были покрыты узкими рейками, лакированными под дуб, а на стенах висели осенние пейзажи и портреты корзин с грибами и кисточкой рябины сверху. Несколько выделялась из этого только огромная копия картины «Три богатыря», присобаченная возле входа, и транспарант, который Петров не смог бы процитировать дословно, однако помнил, что там что-то говорилось про трезвость. В детстве и транспарант, и три богатыря как-то складывались у Петрова в одну общую картинку, ему казалось, что три богатыря иллюстрируют транспарант, что Алеша Попович, слегка оползающий в седле, пьян, а «Три богатыря» – этакая сатира, призывающая не походить на Алешу Поповича.
Алексей Сальников. «Петровы в гриппе и вокруг него»

Вот такой забавный отрывок. Я, конечно, полезла в альбом смотреть, правда ли Алёша Попович похож на подвыпившего мужичка. Гм… Ну да, что-то есть))) Стала читать о картине и не смогла оторваться. Вкратце поделюсь с вами. Начнём с того, что картина называется «Богатыри», а вовсе не «Три богатыря», как её часто называют. Идея написать картину с героями русских былин возникла у художника в 1871 году. Сначала, как водится, был карандашный набросок. И… дело застопорилось.

Первый набросок карандашом. 1871-1874 гг. Третьяковская галерея

А спустя пять лет, в Париже, Васнецов,откопавший в загашниках свой набросок, написал на эту тему этюд в красках.


Первый эскиз маслом картины «Богатыри». Холст, масло 27х41. Дом-музей В. Д. Поленова

Василий Поленов, увидевший эскиз, замер в восхищении. Васнецов тут же предложил Поленову забрать себе понравившееся полотно. Но, Поленов от такого подарка отказался, заявив, что готов принять его только после того, когда Васнецов завершит работу над большой картиной на эту тему.

Вот как пишет об этом эпизоде В.А. Бахревский в своей книге «Виктор Васнецов»:
Рисовать землю и крестьян было так хорошо, так спокойно. И вдруг словно дьявол под локоть толкал: писать крестьян да пашню можно и дома. В чем смысл заграничной поездки? В учебе? Но где она, учеба? Где учителя?
Поленов, уезжая, выручил деньгами, совсем небольшими, но на сколько-то хватит.
Крамской обещал взять к себе на квартиру, покуда, правда, и сам не устроился, работает в мастерской Боголюбова, тот на лето перебрался в Трепор. Авось! Авось!
Да разве русский человек долго думает о том, как прожить: не о том его печали. Ему подавай дело, чтоб за правду стоять, за мир страдать. А тут ни гугенотки своей, ни Садко.
Покорно открывал папку с рисунками, перекладывал листы, ища в них большого сюжета.
Попался набросок трех богатырей. Написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова. Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы.
«Скажите ему, – просил передать, – что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чем. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая – одна». Слова Чистякова о былине напомнили об одной старой мыслишке, он ее карандашиком, а может быть, и углем зарисовал сразу по возвращении из Рябова: лохматые могучие кони, могучая троица богатырей.
Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства.
Нарисовал в единочасье, поднес Васе в подарок, а тот поглядел и сказал строго, по-чистяковски, это в нем было, чистяковское – за все искусство ответ держать и о каждом рисунке заботиться.
– Эскиз возьму, но не прежде, чем картину напишешь. Да не картинку, смотри. Картину! Только тебе одному и под силу такое!
Без насмешки сказал, Вася не умел сознательно обижать людей, не понимал этого. Вот и мучился теперь Васнецов над словами друга. Выходило, что Поленов в нем видел такое, чего он в себе пока что не знал.


Этот этюд сейчас выставлен в доме-музее Поленова. Но дарение состоялось только после нанесения Васнецовым финальных штрихов, до которых мастеру понадобилось более 20 лет.

В своём письме к Чистякову художник описывал своё произведение так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».

Ну а теперь несколько слов о богатырях. Илья Муромец – он на картине в центре. Исследователи считают, что Илья Муромец был реальным человеком. В Киево-Печерской лавре покоятся мощи Ильи Печерского, который в 1643 году был причислен православной церковью к лику святых. Его рост составлял около 180 сантиметров, для того времени это было редкостью. Доподлинно известно, что для образа Ильи Муромца художнику послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров - степенный, красивый, со спокойными и внимательными глазами. Порой говорят о еще двух натурщиках, привлекших внимание художника и использованных в создании образа богатыря. Не знаю, потому врать не буду.


Иван Петров. Этюд для картины «Богатыри». 1883 год.

По правую руку от Ильи Муромца на белом коне внимательно смотрит вдаль Добрыня Никитич. Историческим прототипом богатыря считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. А внешность богатыря скопирована… с самого Виктора Михайловича! Некоторые исследователи считают, что это собирательный образ всего семейства Васнецовых.


Виктор Васнецов.

По левую руку от Ильи Муромца - Алёша Попович на низкорослой каурой лошади. Самый молодой богатырь, удалой весельчак и песенник. Считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу. Алёшу Поповича художник писал с сына предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. Начинающему художнику Андрею исполнилось всего 13 лет, когда Васнецов начал писать с него Алешу. Через 8 лет, в самый разгар работы над картиной, юноша работая над росписями Владимирского собора в Киеве, простудился и по приезду домой умер. Виктор Михайлович дорисовал его по памяти.


Андрей Саввич Мамонтов.

Натурщики облачались в настоящую одежду воинов Древней Руси, которую для художника выдавали напрокат в Историческом музее.

Васнецов долго искал достойный своих богатырей пейзаж. Однажды на прогулке по Абрамцево художник оказался в широком поле, окружённом густым лесом. И понял, что нашёл!


Этюд для первого плана картины «Богатыри». Абрамцево. Холст, масло 19х47,5 см. Дом-музей В. Д. Поленова

На поле Васнецов буквально поселился - здесь для него построили мастерскую, сюда же приходили натурщики и сюда же приводили лошадей. Самую дорогую, так называемую улучшенную, русскую лошадь с примесью восточных кровей - для Добрыни Никитича, княжеского воина. Для ростовчанина Алеши Поповича - степного коня, а для крестьянина Ильи Муромца - русского тяжеловоза.

Увидев картину в апреле 1988 года, Павел Третьяков был поражён и молча рассматривал полотно несколько минут. Он купил его, не раздумывая. И увёз к себе. Но Васнецов считавший, что картина не совсем закончена, не раз ещё приезжал в галерею с кистями, в рабочем халате и прямо в зале, взбираясь на стремянку, дорабатывал Добрыню Никитича, изредка поглядывая в зеркальце на себя.

Сын Виктора Васнецова, Алексей, вспоминал о работе отца: «"Богатыри"  — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…».


Виктор Васнецов на фоне картины «Богатыри», 1898 год. Источник musaget.ru

Картинки взяты на сайте https://ukrburshtyn.com
Tags: закладки, художники, цитаты, читаю
Subscribe

  • Анапа. Пляж.

    Давайте я вам немножко ноябрьскую хмурь разбавлю? Вспомню день 13 сентября в Анапе. День был солнечным и не очень жарким. Народу на пляже было совсем…

  • Анапа. 12 сентября

    За окном серенько и сумрачно и я решила разобрать Анапские фотографии. Открыла папку и сразу вспомнились тепло сентябрьского дня, морской солоноватый…

  • Я не в силах тебя не любить: ты — Нева... ©

    Пришло время рассказать об экскурсии по Неве и Малой Неве. Про то, к ак мы смотрели на корабли, я вам уже рассказала, а теперь основная часть…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Анапа. Пляж.

    Давайте я вам немножко ноябрьскую хмурь разбавлю? Вспомню день 13 сентября в Анапе. День был солнечным и не очень жарким. Народу на пляже было совсем…

  • Анапа. 12 сентября

    За окном серенько и сумрачно и я решила разобрать Анапские фотографии. Открыла папку и сразу вспомнились тепло сентябрьского дня, морской солоноватый…

  • Я не в силах тебя не любить: ты — Нева... ©

    Пришло время рассказать об экскурсии по Неве и Малой Неве. Про то, к ак мы смотрели на корабли, я вам уже рассказала, а теперь основная часть…