Елена Шевелёва (odri_maat) wrote,
Елена Шевелёва
odri_maat

Category:

Джейкоб Эпстайн, скандальный скульптор

Сегодня мы снова обратимся к роману Джоан Роулинг (Роберта Гэлбрейта) «Зов кукушки», посетим место, о котором упоминается в романе и познакомимся со скульптором, работавшим над украшением здания. Итак. Скандально известная модель падает с балкона и разбивается насмерть. Частный сыщик Корморан Страйк ведёт это дело. Ход расследования приводит его в бар, напротив которого находится бывший главный офис лондонского метро.


55 Broadway – London Underground’s Modernist Head Office.

Очередное заведение Викторианской эпохи выходило большими - практически от пола до потолка - окнами на серое здание двадцатых годов прошлого века, украшенное скульптурами Джейкоба Эпстайна. Ближайшая из них, установленная над входом, заглядывала сверху прямо в окна: свирепое с виду божество обнимал младенец-сын, причудливо изгибаясь всем телом, чтобы выставить напоказ гениталии. Время опустило планку стыдливости. Роберт Гэлбрейт «Зов кукушки»

В первые десятилетия XX века лондонский метрополитен быстро расширялся, и компании требовалось здание штаб-квартиры соответствующее масштабам организации. Модернистский архитектор Чарльз Холден уже работал с Underground Company, и ему было поручено работать над дизайном Бродвея, 55. Площадка для нового здания, находящаяся недалеко от парка Сент-Джеймс, имела довольно сложную форму и должна была разместить станцию метро и вход на станцию на уровне земли. Холден спроектировал главное здание в форме креста которая позволила наилучшим образом использовать естественный свет внутри здания.

На фотографии с веб-сайта «Британия сверху», здание 55 Broadway хорошо видно почти по центру фото.


55 Broadway – London Underground’s Modernist Head Office.. Фото 1928 года

Украшение здания поручили нескольким модернистским скульпторам. Они должны были создать небольшое количество скульптур которые дополняли, но не подавляли бы дизайн здания. Одним из архитекторов был Джейкоб Эпстайн (Якоб Эпштейн). Он создал две очень неоднозначные скульптуры которые в корне разделили мнение публики и искусствоведов.

Статуя на фото ниже была закончена первой из пары и называется «Ночь».


Джейкоб Эпстайн «Ночь»

В издании Illustrated London News от 1 июня 1929 года сообщалось: «МНОГО ОБСУЖДАЕМЫЙ СТАТУАР ЭПСТАЙНА НА НОВОМ ЛОНДОНСКОМ ЗДАНИИ; «НОЧЬ» - ГРУППА, КОТОРУЮ САМ СКУЛЬПТОР ОПИСЫВАЕТ как «Воплощение мысли в пластической форме». Г-н Джейкоб Эпстайн снова предоставил Лондону публичную работу в области скульптуры, которая вызвала бурю эстетических споров. «Ночь» - это первая завершенная группа из двух сопутствующих групп (вторая - «День»), выполненных для нового здания подземных железных дорог над станцией Сент-Джеймс Парк. Его высота составляет около 9 футов, и он представляет собой мать (которую скульптор назвал «Мадонной»), укладывающую ребенка спать. В то время как одни критики приветствуют его как лучшую его работу, другие осуждают ее как отталкивающую, бесформенную и искаженную. Сообщается, что сам г-н Эпстайн сказал: «Скульптура может жить только до тех пор, пока она является воплощением мысли в пластической форме… Я не искажаю человеческий облик больше, чем необходимо для воплощения моей основной идеи. Все величайшие скульпторы мира модифицировали природу в соответствии с назначением объекта, особенно Микеланджело. Скульптор должен разбираться в анатомии от А до Я; но он не хирург - он художник».
В газетной статье под названием «Эпстайн защищает свою ночь» он писал: «Если обывателю не нравится вид моей «Ночи» по дороге на работу, он всегда может отвести от него взгляд. В любом случае художник, считающий вкус масс целью, отупляет собственное искусство. Зачем вообще спрашивать мнение обывателя? У этого обывателя не спрашивают, что думает о хорошей музыке, нужно самому послушать ее и составить мнение о произведении по существу. Так зачем спрашивать его о скульптуре?».

Однако открытие «Дня» продолжило и еще больше ужесточило полемику по удалению со здания двух скульптур. Особенно возмутил общественное мнение слишком большой пенис ребёнка. В качестве компромисса, чтобы позволить статуям Дня и Ночи остаться на фасадах штаб-квартиры, Эпстайн укоротил пенис на полтора дюйма и в конечном итоге фурор утих:


Джейкоб Эпстайн «День»

После того как в 2015 году Лондонский метрополитен переехал в новую штаб-квартиру в Олимпийском парке, долго решали, что же будет с этим грандиозным архитектурным сооружением дальше и вот в мае 2020 года было объявлено, что в здании разместится роскошный отель.



Сэр Джейкоб Эпстайн (Sir Jacob Epstein, 1880-1959) - один из пионеров скульптуры стиля модерн. Он родился в состоятельной семье иммигрантов еврейского происхождения, приехавших в Нью-Йорк из Августова Сувалкской губернии, Российская империя (ныне Польша).



В детстве Джейкоб серьёзно болел и поэтому проводил много времени дома за чтением и рисованием. После окончания средней школы он изучал искусство в художественной школе при Образовательном Альянсе, затем в Художественной студенческой лиге в Нью-Йорке, в Национальной школе изящных искусств и в Академии Жюлиана в Париже. С 1905 г. Эпстайн жил в Лондоне. Он вступил в Новый английский художественный клуб, противостоявший консерватизму Королевской Академии, подружился с Бернардом Шоу, в 1910 г. получил британское подданство. Многие работы Эпстайна 20-х-30-х годов вызывали публичную критику из-за своей откровенности.


Джейкоб Эпстайн в своей мастерской, скульптура «Люцифер»

Для Эпстайна художественное творчество и половой акт были неразрывно и необъяснимо связаны. Сексуальность и творчество были хаотическими процессами, которые выражали самые мощные побуждения в мире человека и природы, и оба они привели к созданию чего-то нового. В результате его откровенных и реалистичных сексуальных образов многие художники, рецензенты и коллекционеры считали его скандальным. Поэтому позже он стал уделять основное внимание портретной скульптуре.


Джейкоб Эпстайн лепит портрет актрисы Анны Нигл, март 1952 года.

Эпштейна часто упоминают как одного из самых важных практиков прямой резьбы - его работа не начинается с эскиза или глиняной модели меньшего размера. Вместо этого скульптор работает непосредственно над выбранным материалом, пытаясь спонтанно выразить образ, который, по мнению художника, уже существовал, каким-то неизведанным образом внутри материала. Эпстайн подчеркивал, что его выбор материала был частью творческого процесса, и часто называл этот метод «истиной материала».


Джейкоб Эпстайн со своей работой « Первобытные боги»

За выдающийся вклад в современное искусство Джейкоб Эпстайн в 1954 г. был награждён Орденом Британской империи и удостоен рыцарского звания. Его работы экспонируются во многих музеях мира.

Информация и фото:
https://www.britannica.com/biography/Jacob-Epstein
https://alondoninheritance.com/london-buildings/55-broadway/
А также из личной библиотеки.
Tags: закладки, цитаты, читаю
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments