Елена Шевелёва (odri_maat) wrote,
Елена Шевелёва
odri_maat

Iglica

Сегодня моя закладка отправляет нас в послевоенный польский город Вроцлав. Книга Кристины Паёнковой «Бегство от запаха свечей» рассказывает о непростой жизни польской девушки Катажины, на долю которой выпало немало тяжёлых испытаний. Лднако я расскажу о счастливом моменте её жизни. Её, и жителей Вроцлава, обретших в 1948 году свой символ города – Иглицу.

– Постойте, ребята, – вспомнила я. – Что слышно с Выставкой западных земель? Я все в бегах – с работы в техникум, потом домой, даже газеты читать не успеваю. А к нам уже по случаю этой выставки гости напросились.
– Будет большая выставка, все предприятия уже к ней готовятся, – сказал самый старший на нашем курсе, сорокапятилетний студент. – Строят шпиль высотой с Эйфелеву башню, веселый городок с аттракционами, массу павильонов. Здорово будет. Приедет тьма народу.
– И торговать будут?
– Наверное. Ремонтируют Народный дом – для митингов и концертов. Оборудуют кино под открытым небом. Вином будут торговать даже на улицах. Словом, скучать не придется.
Приближался срок открытия выставки. Свидницкую улицу и пересекающую ее улицу Жертв Освенцима очистили от развалин. Образовалась новая большая площадь. На ней разровняли землю, посыпали битым кирпичом, утрамбовали и начали устанавливать оборудование. Всюду что-то делали, к чему-то готовились, а больше всего в районе Народного дома.
Большим событием в городе был монтаж шпиля. Мы пошли посмотреть, как его собирают. Зрителей собрались толпы.
– У Варшавы есть своя сирена, дай ей бог здоровья, – говорил мужчина, стоявший рядом со мной. – Должно и у Вроцлава что-то быть. Мой зять перестанет, наконец, хвастать передо мной этой сиреной. Как покажу ему шпиль – у него глаза на лоб полезут.
Некоторые рабочие даже ночью не уходили с монтажа. Еду им носили из дома прямо на строительную площадку.
Наконец шпиль – высокий и стройный – был готов. И все жители Вроцлава по праву гордились им.

Иглица (Iglica) – стальной шпиль, построеннный в 1948 году по проекту архитектора Станислава Хемпеля (Stanisław Hempel) в рамках послевоенной «Выставки восстановленных территорий» («Wystawą Ziem Odzyskanych»). Иглица расположена рядом с Залом Столетия, возведенным в 1913 году для проведения выставок и других культурно-массовых мероприятий в рамках празднования столетия крупнейшего сражения в эпоху Наполеоновских войн - Битвы народов под Лейпцигом (6-19 ноября 1813 г.).
В 1977 году комплекс сооружений, окружающих Зал Столетия, в том числе и шпилеобразная Иглица, был объявлен государственным памятником архитектуры. И сегодня Иглица является одним из самых популярных архитектурных сооружений во Вроцлаве. Ребристая конструкция Иглицы в стилизованной форме изображается на логотипах многочисленных организаций, а название входит в названия многих вроцлавских компаний.

Выставка «Восстановленные территории», двор с тремя арками, символизирующими три года работы на «Восстановленных территориях», и шпиль, спроектированный Станиславом Гемпелем, на заднем плане Зал столетия. Фото А. Челны, 1948 г.

Первоначально длина шпиля составляла 106 м., но при проведении технических работ по реконструкции в 1964 году, десять метров шпиля были удалены, а позже её укоротили ещё на шесть метров теперь высота Иглицы составляет 90 м и несколько сантиметров, а весит 44 тонны (что соответствует 11 африканским слонам среднего размера). Верхушка башни сначала была украшена зеркальным щитком, напоминающим зонтик. Освещенный прожекторами, он должен был ночью разворачиваться и пускать солнечных зайчиков на площадь перед Залом Столетия.

Мне удалось найти фотографии  установки Иглицы 1948 года.

Памятник-символ был установлен на трехрукавном основании, прочно прикрепленном к земле винтами диаметром 25 см.

С зеркальным зонтиком вскоре после открытия выставки случился казус. По иронии судьбы 22 июля, прямо в День польского народа, над Вроцлавом прошла мощная гроза. Шторм разрушил конструкцию на вершине шпиля, разбив несколько зеркал. «Ветер изменил форму верхней фары и сделал шпиль величайшим пугалом в Польше», - смеялся профессор математики Гуго Штайнхаус. Однако проблема была серьезной: оставшиеся зеркала могли упасть на головы людей в любой момент. Так что остатки зеркального зонта необходимо было как можно скорее снять.

Сначала решили, что его расстреляют военные саперы, потом планировали взлететь наверх на воздушном шаре и с гондолы снять зеркала. Однако реальную надежду на спасение дало предложение двух друзей, студентов-альпинистов из Кракова - Войцеха Недзялека и Збигнева Яворовски.

- С самого начала я был уверен, что это сработает, - вспоминал Збигнев Яворовский в интервью журналистке «Wyborcza». - Я приехал из Кракова, который тогда славился применением современной техники подтягиваний для лазания по крутым стенам. Это была краковская специальность. Недзела не очень хорошо ее знал, потому что он был из Закопане, но это не было проблемой.
Перед началом акции альпинисты, поселившиеся в городе у Щитницкого парка, тренировались на опорах фонарей. На них опробовали новые веревки, которые купили на Вроцлавском рынке.
- Нам нужно было знать, могут ли они скользить по металлической поверхности, например, под дождем, - пояснил Яворовский. - Вот только дождя не было, поэтому мы мочились на фонари сверху, чтобы они оставались влажными. Серьезно!

Восхождение началось в пятницу 15 октября 1948 года.
За альпинистами наблюдала многотысячная толпа, а «Польское слово» метр за метром освещало ход восхождения.

В 11.30 - Войцех Недзела начинает подъём. В 11.45 - Яворовский поднимается следом. Медленно, метр за метром альпинисты преодолевали стальную конструкцию. В 18.00 на город опустилась темень. Пошёл дождь. Ребята просят поднять им на верёвке термос с горячей водой. В 22.00 до зеркала еще 13 метров. Сердце сбоит, и им, снова на верёвке, поднимают корамин для укрепления сердечной деятельности. Рассвет застаёт обоих альпинистов недалеко от вершины. В 5.40 Яворовский просит выключить прожектор, освещающий им путь наверх. В 6.00 им отправляют завтрак – воду с соком и булочки с маслом. В. 9.20 Недзела находится в восьми метрах от цели.

До зеркал альпинисты добрались через 24 часа после начала подъёма. Зрители, не покидавшие своих мест во всё время восхождения, разразились овациями. В 11.45 Войцех Недзела с криком «спасибо за аплодисменты» начал сбрасывать осколки зеркала на землю. Вниз Недзела и Яворовский спустились через 36 часов после начала подъёма. Вся операция по разбору зеркал заняла ровно полтора суток.

Вот такая история... Интересно, куда заведёт меня следующая книга?
Tags: закладки, цитаты, читаю

• Муринские зарисовки

Бежала сегодня мимо и, наконец, сфотографировала телефоном. Всё время забывала это сделать. То поздно возвращаюсь, то с покупками, а сегодня вот…

• 25-й этаж. Небо

На прошлой неделе была у детей. Что-то я в последнее время совсем перестала фотографировать у них - лень... А вот в этот раз удержаться было…

• Елагин остров, знойный день

Жарко, жарко, жарко... Дома сидеть вообще невозможно, а самая доступная природа у нас где? Правильно, на Елагином острове. Мой остров, мой отдых, моя…