Елена Шевелёва (odri_maat) wrote,
Елена Шевелёва
odri_maat

Categories:

Климент Редько

Наступила пятница, а значит пришло время раскрыть очередную «закладку».
Сегодня снова Дэн Симмонс и его роман «Бритва Дарвина».


Климент Редько. «Восстание». 1925. Холст, масло. 170,5×212

На совещании у окружного прокурора команда просматривает видеозапись очередного дорожного происшествия и обсуждает перспективы его раскрытия.
– …второй, тоже русский, прибыл в Нью-Йорк всего пять дней назад. Его имя – Климент Редько.
– Это может быть прозвищем или псевдонимом, – заметил Дар.
– Почему вы так считаете? – вскинулся агент ФБР. – По вашим показаниям, вы никогда не встречались с этими людьми прежде. А теперь высказываете предположения о личности одного из этих… гм, жертв.
– Возможных убийц, – немедленно поправил Дюбуа. – Наемных убийц.
– Я предположил, что это может быть не настоящим именем, – ответил Дар, – потому что был такой малоизвестный русский художник, Климент Редько. В 1924 году он написал картину «Восстание», предсказав сталинский террор. Он изобразил Ленина, Сталина, Троцкого и других большевистских вождей на кроваво-красном фоне, окруженных солдатами, которые стреляли в беззащитных людей.
С полминуты все сконфуженно молчали, словно Дар не блеснул эрудицией и занудством, а вскочил на стол и сплясал джигу.




Художник Климент Николаевич Редько (1897–1956), родился в польско-украинском городке Холм (ныне Хелм, находится на территории Польши). Получил образование иконописца в иконописной мастерской Киево-Печерской лавры. Учился в Петрограде в школе Общества поощрения художеств. В Москве учился во ВХУТЕМАСе. Редько активно разрабатывал абстрактную живопись, получившую название «электроорганизм». «Все сводится к вопросу энергии – будущей культуры жизни», – писал Климент Редько. В середине 20-х годов Редько отходит от абстрактной живописи и обращается к фигурации (отказ от традиционной перспективы, абстрагирование объектов в силуэтные формы). 1927–1935 годы он проводит во Франции, а вернувшись в Россию, оказывается не у дел. После войны и вплоть до своей кончины преподает в изостудии Сельхозакадемии в Москве.

«Восстание» написано Редько примерно в середине жизни, спустя год после смерти Ленина, в 1925-м. Не то чтобы он художник одной картины, но именно этой работой его неизменно представляют.
Перед тем как попасть в Третьяковку, картина была в коллекции Георгия Костаки (советский коллекционер греческого происхождения и подданства; крупнейший коллекционер русского авангарда), на обороте рукой Костаки написано: «Картина века, самое великое произведение революционной России. Георгий Костаки. Москва, 14 апреля 77 года». Впервые картина была показана в Москве на персональной выставке художника в 1926 году, потом были долгие годы забвения и только в 1987, на выставке «Искусство и революция», она появилась снова. С тех пор работа не покидала своего места в одном из залов Новой Третьяковки на Крымском валу.
Как и многие авангардисты, Редько революцию принял. Как и многие, считал, что пришедшая эпоха ждет от художника создания иных картины, модели и объяснения жизни — с учетом технических новшеств. Собственно, его «Восстание», несмотря на восхищение живописца Лениным, кто-то считает изображением трагедии — бунта, подмявшего под себя прежний строй, а кто-то угадывает в фигурке вождя в гигантском красном ромбе иконографию «Спаса в cилах».
Я уже говорила, что Редько какое-то время учился в Петрограде. В то же время он служил в армии добровольцем в авиации. Примерно в феврале 17-го года он из авиации был переведен в канцелярию одного из Петроградских комитетов. И этого следует, что он, скорее всего, присутствовал при революционных событиях, происходивших в Петрограде. То есть он слушал речь Ленина с балкона особняка Кшесинской, и это произвело на него сильнейшее впечатление.
В дневниках художника, которые он вёл всю жизнь, есть запись: «25 января 24-й год: умер Ленин, кажется, умерла и революция, до того сильно обаяние его напряженнейшей личности. Седьмой год создания, в которых все радости и страдания сливались с Лениным. Ленин шел и вел народ к борьбе. Сколько раз мои мысли обращались к нему, человеку-гению ума и сердца, сила духа которого превзошла основное деление времени. Как будто не было годов, не было месяцев, недель, часов. Переживания идей и революций волновали ум, но еще больше – сердце. Ленин лежит в гробу. Все эти дни – дни Ленина. Всецело нахожусь во власти дум о нем». Именно смерть Ленина стала толчком к созиданию этой картины. Работал он над ней с перерывами почти два года. Сохранились многочисленные подготовительные рисунки.

И несколько картин Климента Редько. Для сравнения.


Супрематическая композиция с красным и черным кругами. 1921 г. Холст, масло. 33х36 см. Частное собрание.


Москва героическая. 1942 г. Холст, масло. 59,5х71 см. Государственный Русский музей.


Музыканты. 1928 г. Холст, масло. 50,5х65,5 см.


У моря. Мария-Луиза. 1933 г. Холст, масло. 117х90 см. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.


Наш хлеб. 1932 г. Холст, масло. 89х116 см. Государственный Русский музей.


Портрет Ирины Луначарской, дочери наркома. 1936 г. Холст, масло, 75х70 см.
Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Tags: закладки, художники, читаю
Subscribe

  • * * *

    Поймала краешек заката на Невском. Работа никуда не делась, эпопея с газетой продолжается, к ней добавилась головная боль по журналу. Типография пять…

  • * * *

    Какое настроение, такие картинки... Закончила газету, расслабилась. Потянулась в кресле. Начала подумывать о том, а не сходить ли мне погулять...…

  • * * *

    Ночью снова выпал снег. Правда, к обеду растаял. Но ветер холодный задувает. Ау, весна, опомнись, пора уже! А я второй день работаю. Плотно так…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • * * *

    Поймала краешек заката на Невском. Работа никуда не делась, эпопея с газетой продолжается, к ней добавилась головная боль по журналу. Типография пять…

  • * * *

    Какое настроение, такие картинки... Закончила газету, расслабилась. Потянулась в кресле. Начала подумывать о том, а не сходить ли мне погулять...…

  • * * *

    Ночью снова выпал снег. Правда, к обеду растаял. Но ветер холодный задувает. Ау, весна, опомнись, пора уже! А я второй день работаю. Плотно так…