Елена Шевелёва (odri_maat) wrote,
Елена Шевелёва
odri_maat

Categories:

VIVA LA VIDA

Выставка Фриды Кало и Диего Риверы, Шуваловский дворц... Прошло почти две недели, но не отпускает. Постоянно всплывает в памяти то одно, то другое. Картина, надпись, фотография... За редким исключением я не буду показывать картины целиком. Просто попробую воссоздать атмосферу полутемных залов, наполненных духом великого Диего Риверы и мистической Фриды Кало...
Я не случайно выбрала для заставки деталь фрески Риверы «Сон о воскресном вечере в парке Аламеда». Здесь Диего изображен мальчиком, ребенком, на плечо которого Фрида положила свою тонкую руку. Это в полной мере отражает их отношения. Несмотря на большую разницу в возрасте - Ривера был старше Фриды на 21 год - она всегда относилась к нему как к своему ребенку. Капризному, временами жестокому, но любимому до боли, до безумия.







Выставка начинается на улице. На набережной Фонтанки, через дорогу от музея посетителей встречает авторская инсталляция от дизайнеров компании «Айра» (автор - Юрий Берестов)  под названием «Рука художника». Одна сторона руки принадлежит Диего, другая - Фриде.





Внутри, перед входом на выставку вас встречает вот такой каркасный портрет Фриды Кало. Я, к сожалению, не посмотрела, есть ли имя автора этого гм... шедевра, но как место для селфи и фото он пользовался большим спросом. Меня, признаться, он немного испугал...





Выставка очень масштабная. Как пишут источники, более чем 90 работ Диего и Фриды собраны вместе. Пространство большого зала условно поделено на две части: Синий - Диего, красный - Фрида. Хотя в жизни было наоборот. Синий цвет предпочитала Фрида Кало. Приведу отрывок из книги Хейден Эрреры «Фрида Кало». Здесь не написано о цветовых предпочтениях художницы, но все равно интересно.
«В своем дневнике середины 1940 года Фрида объясняла значение цветов в своего рода прозаической поэме.
«Я буду пытаться, — писала она, — пользоваться карандашами, остро заточенными, всегда глядящими вперед».
Дальше следует лист с перечнем оттенков цветов, некоторые обозначены маленькими пятнами красок, цветными линиями, другие описываются по названиям:
«ЗЕЛЕНЫЙ: теплый и золотой свет.
КРАСНОВАТО-ФИОЛЕТОВЫЙ: ацтек. Тлапали (ацтекское слово, обозначающее рисование и живопись, «цвет». — Прим. авт.). Старая кровь, груши с шипами. Самый живой и самый старый.
КОРИЧНЕВЫЙ: цвет родинки, падающих листьев. Земля.
ЖЕЛТЫЙ: безумие, болезнь, страх. Частично солнце и радость.
СИНИЙ КОБАЛЬТ: электричество и чистота. Любовь.
ЗЕЛЕНАЯ ЛИСТВА: листья, печаль, наука. Вся Германия в этом цвете.
ЧЕРНЫЙ: нет ничего черного, действительно ничего.
ЗЕЛЕНОВАТО-ЖЕЛТЫЙ: еще больше безумия и тайны. Все фантомы одеваются в костюмы этого цвета... или, по крайней мере, у них такое белье.
ТЕМНО-ЗЕЛЕНЫЙ: цвет плохих новостей и удачного бизнеса.
МОРСКОЙ СИНИЙ: дистанция. И нежность может быть такого цвета.
ПУРПУРНО-КРАСНЫЙ: Кровь? Ну, кто знает!»


Я не буду рассказывать историю Фриды и Диего. Это общедоступная информация. Стоит только набрать в поисковике «Диего и Фридиа» и на вас обрушится поток сведений.



Ну что же, пора на выставку. Мне очень понравилось освещение. Точечные светильники освещают произведения искусства так, что в полутемном зале складывается впечатление, что у картины ты один. Никто не мешает смотреть и думать, хотя народу, на самом деле, немало.
Зал Диего Риверы.  Картины расположены в хронологическом порядке. Это картины, написанные в Париже. Слева - ранний автопортрет Диего.



Автограф Диего Риверы на картине «Телеграфный столб».



Несколько портретов отчаянно голубоглазых русских детей кисти Диего Риверы. Он рисовал их в 50-х годах прошлого века, когда лечился от рака в СССР. Обратите внимание на  мальчика в коричневом полушубке. «Кажется, что малыш держит в руках шарик мороженого, но Диего увидел в этом символ того, о чем тогда все в вашей стране говорили — о полете первого космического спутника! И он назвал эту картину «Мальчик-спутник», - рассказывает директор Музея Долорес Ольмедо Адриана Харамильо.



А это половина Фриды Кало. Здесь гораздо больше посетителей, чем на половине Диего.



Больше всего зрителей около самых известных и трагичных, представленных на этой выставке, картин Фриды: «Всего-то несколько царапин», «Моя кормилица и я», «Сломанная колонна», «Без надежды». Картины, на самом деле, довольно жуткие. Глядя на них словно сам ощущаешь всю боль, которую ей пришлось пережить. И душевную и физическую...



Вот фрагмент картины «Всего-то несколько царапин». В ней рама - как продолжение художественного произведения. Красная краска, словно капли настоящей крови, вытекающей с картины, усиливает трагизм ситуации и связывает действие, происходящее на картине, со зрителем. Мурашки по коже... Фрида Кало часто прибегала к таким приёмам - ленты и стебли, уходящие за рамку картины, нить от вязания на портрете доньи Роситы Морийо... Она не просто пишет картины, она говорит с вами посредством своей живописи.



Не могу не остановиться на этом портрете. Он - первая картина, попадающая в поле зрения на выставке. 1945 год - непростое время в жизни художницы (как, впрочем, почти всё её время...). Годом ранее были написаны «Безнадежность» и «Сломанная колонна». Здесь, на портрете, ее окружают домашние любимцы: собачка Сеньор Ксолотль (мексиканский ксолоитцкуинтли — в мифологии ацтеков земное воплощение Бога грозы и смерти Шолотля) и обезьянка Фуланг Чанг (в переводе с мексиканского «просто какая-то обезьяна»), или, ласково, Чангито. За спиной - фигура древнего божка из коллекции Диего. Гвоздь в стене - зрительное воплощение мексиканского выражения estar clavado, «быть обманутым». Желтая лента, объединяющая все на картине, своеобразное послание. Его принято читать так: «Фрида опять не верит Диего, но берет силы в своем прошлом и в тех, кто к ней привязан».



И еще один портрет, написанный в том же 1945 году. Вернее, деталь портрета «Маска безумия». Здесь Фрида узнается только по прическе и руке с ярко красными ногтями и перстнем, принадлежавшим ей. Маска, прикрывающая лицо художницы - маска Малинче. Малинче - реальный исторический персонаж. Ацтекская принцесса, она была подарена Кортесу в числе двадцати других женщин. Малинче очень быстро освоила испанский и была переводчицей и дипломатом при Кортесе. Маска Малинче - традиционный атрибут мексиканских народных представлений. Думается, Фрида Кало и раньше ассоциировала себя с Малинче. Во Флорентийском кодексе, например, в одном из описаний Малинче изображена с уложенными вокруг головы волосами с двумя узлами наверху. Существует роман Рудольфо Анайи «Ла Йорона», написанный в 1984 году, в котором писатель отождествляет судьбу мифической плакальщицы Ла Йороны, вечно оплакивающей своих погибших детей с судьбой Малинче.
«Это рассказ о несчастной любви индейской принцессы Малинче к завоевателю Мексики Кортесу. Испытав неблагодарность со стороны своего избранника, малинче в порыве отчаяния убивает своих сыновей и становится призраком, вечно оплакивающим судьбу своих детей». Е.В. Башкова «Мифообраз матери в латиноамериканском романе»
Известно, что Фрида Кало была очень образованной женщиной, хорошо знавшей историю своего народа. Возможно уже в 40-х годах она провела параллель между этими двумя персонажами и... собой, отсюда и такой портрет...



Ну и последний, достаточно известный портрет Фриды. Эту литографию Диего Ривера создал после смерти жены. Под рисунком написано: «Сегодня прошел год / Свету моих очей / Моей маленькой Фридите, 13 июля 1955 года, Диего». Слева внизу отпечатано: «В ЧЕСТЬ Фриды Кало и в память о ее первой и единственной персональной выставке в Мексике в галерее современного искусства с 13 по 27 апреля 1953 года. 13 июля 1955 года». А внизу рукой Диего Риверы написана дарственная надпись для Долорес Ольмедо. Что то вроде: «Джолито Олмеде, подруге Фриды и леди, которая прошла долгий путь. Диего» (переводила через гугловский переводчик, так что...). На выставке основная часть картин Кало и Риверы из коллекции музея Долорес Ольмедо. Диего Ривера встретился с ней в 1928 году в Мехико. Пораженный ее красотой художник просил разрешения ее матери рисовать Долорес. В Мексике Олмеда стала одним из ведущих коллекционеров произведений искусства. Она купила у Диего большую часть его картин и 25 картин Фриды Кало. Это в ее доме жил Ривера после смерти Фриды, а в 1955 году, в знак благодарности, написал портрет Долорес Ольмеды с корзиной фруктов над головой.



На выставке представлены письма Фриды к Диего на испанском языке из собрания Анн-Мари Спрингер, коллекционера любовных писем из Швейцарии.
«Сынок очей моих, моя кровинушка! Когда я уезжаю от тебя, я забираю с собой и твой мир, и твою жизнь! Ты всегда со мной! В слюне, в бумаге, в затмении, во всех строчках, во всех красках, во всех кувшинах, в моей груди, снаружи и внутри».
«Не грусти - пиши и живи. Я тебя обожаю всей своей жизнью».

«Спасибо, моя жизнь, за то, что ты был со мной в течение этих дней. Если ты найдешь меня уснувшей, я отправлю тебе тысячу поцелуев».
«Мой мальчик, Со мной все хорошо, писала немножко картины. Люблю тебя больше жизни, ты это знаешь. Береги себя, не переутомляйся и кушай хорошо. Придешь вечером? Шлю тебе свое сердце. Твоя Фрида».




Практически всю жизнь Фрида Кало носила национальные костюмы женщин региона Теуантепек – «теуаны». На выставке есть несколько таких нарядов. К сожалению, это не те платья, которые носила Фрида, но они из того времени и, считается, сшиты той же семьёй, которая шила для художницы ее яркие одеяния. Настоящий гардероб Фриды Диего Ривера скрыл от посторонних глаз в Синем доме в Койоакане сразу после ее смерти в 1954 году. И только в 2004, согласно завещанию Риверы, дом был открыт для посещений, тогда же появилась возможность увидеть личные вещи Фриды.





Рядом с теуанскими платьями находится инсталляция, соединяющая в себе копию кровати, на которой Фрида из-за болезни провела большую часть жизни, и скульптуру оленя с головой Фриды, утыканного стрелами, созданную питерскими художниками по ее картине «Раненый олень». Символы боли и мучений, сопровождавших ее всю жизнь...





В одном из залов находится небольшая фотовыставка на которой собраны снимки из семейного архива, снятые отцом Фриды фотографом Гильермо Кало, работы Жизель Фройд, в течение двух лет фиксировавшей ее повседневную жизнь, и фотографии Николаса Мьюрея, который с 1930-х по 1940-е годы был другом, доверенным лицом и возлюбленным художницы. Под фотографиями в хронологическом порядке расположены основные даты из жизни обоих художников.





Как дань уважения страсти Риверы к коллекционированию на выставке показана доколумбова скульптура представленная московской галереей. Коллекция художника  была одной из лучших в мире. Для своих экспонатов он даже построил музей - Анагуакалли, что в переводе с индейского означает «Дом, который возвышается у воды».





Откуда сведения? Слушала гидов на выставке. Читала.
Жан Мари Леклезио «Диего и Фрида»
Лев Осповат «Диего Ривера»
Хейден Эррера «Фрида Кало».
Эту книгу советую почитать. Написана легко, просто и понятно. В предыдущих много искусствоведческих терминов и политический отступлений, которые, несомненно, важны для понимания творчества обоих художников. Но для того, чтобы узнать о них побольше или просто узнать о них, вполне хватит Эрреры.
Владимир Маяковский «Мое открытие Америки»
Барбара Кингсловер «Лакуна».
Роман. «Образы и высказывания исторических лиц соответствуют действительности, но их разговоры с главным героем, Гаррисоном Шепердом, вымышлены от начала до конца: это художественное произведение». Б. Кингсловер
Документальный фильм «Фрида на фоне Фриды» (Россия, 2005 г., режиссер Наталья Назарова, продолжительность 40 мин.)
Документальный фильм «Frida Khalo» (Германия (ФРГ), 1982 г., Режиссеры: Роберто Гуэрра, Элиа Гершон, Wibke von Bonin, продолжительность 62 мин.)
Художественный фильм «Фрида» (США, Канада, Мексика, 2002 г., режиссер Джули Теймор, в главной роли Сальма Хайек. По роману Хейден Эрреры, продолжительность 118 мин.)
Все доступны в сети.
Tags: Петербург, выставка, культурная жизнь, художники
Subscribe

  • * * *

    Многие люди имеют привычку в разговоре заменять букву Ч на букву Ш. Вот по телевизору сегодня такое услышала: «Позвольте мне утоШнить этот…

  • * * *

    Телесемь №29 15-21 июля Кто ЭТО написал? Подписи нет.

  • (no subject)

    Текст для рекламы прислали. Весь приводить не буду, вот только одна фораза: «Оформление (автомобилей, задов, столов). Ну да, Л и Д ведь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments